Специальная библиотека как инклюзивный центр: проблемы и перспективы развития
8 Апреля 2023

Специальная библиотека как инклюзивный центр: проблемы и перспективы развития

На базе Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих 6–7 апреля прошла Международная научно-практическая конференция «Специальная библиотека как инклюзивный центр: проблемы и перспективы развития».

В конференции в очном формате приняли участие специалисты учреждений культуры, образования, науки из 40 регионов России. К обстоятельному разговору подключились представители Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Белоруссии.

За два дня библиотекари обсудили около десятка актуальных вопросов, связанных с инклюзивной функцией современных спецбиблиотек, доступностью цифровой среды для людей с ОВЗ, совершенствованием технических и реабилитационных средств, которыми пользуются люди с инвалидностью при посещении библиотек.

В работе конференции приняла участие директор Областной специальной библиотеке для слепых им. Н. А. Островского, член регионального общественного совета партийного проекта «Единая страна – доступная среда» Мария Коновалова. Она выступила на конференции с докладом «Роль общества в адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии».

Данная тема чрезвычайно важна, сложна, актуальна и крайне слабо изучена. В докладе нашло отражение глубокое понимание обществом личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему конкретной помощи, используя современные технологии работы, опыт российского и международного сообщества в рамках развития библиотек как инклюзивных центров.

Более 30 лет коллектив специальной библиотеки целенаправленно ведет работу с детьми, имеющими проблемы со зрением, слухом, другими заболеваниями. Работа в этом направлении тонка, хрупка и чрезвычайно ответственна. В первую очередь, она ведется на базе коррекционных школ, детских садов, специализированных учреждений.

«Анализируя многолетний опыт работы с человеком-инвалидом и, в частности, с ребенком, начинаешь глубоко осознавать и понимать проблемы, которые мешают многогранно развиваться и требуют решения: умение дружить с детьми и взрослыми, повышать качество знаний учащихся, получать профессию и трудоустраиваться, умение адаптироваться в среде проживания, умение защитить и заинтересовать себя», - поделилась в своем выступлении Мария Коновалова.

Подводя итог, она отметила, что решение проблем, поднятых на конференции, требуют от библиотекаря высочайшего профессионализма, ответственности и конечно же знаний, профессиональных подходов в работе с ребенком и обществом, взаимодействуя со специалистами образования, здравоохранения, социального блока, учреждений культуры.