Квоты в вузах, специальные программы и карьерные возможности: в Петербурге обсудили новации в сфере образования для инвалидов
15 Июня 2023

Квоты в вузах, специальные программы и карьерные возможности: в Петербурге обсудили новации в сфере образования для инвалидов

В Северной столице специалисты, эксперты и ученые обсудили лучшие региональные практики и правовые новации по инклюзивному образованию, которые появились в том числе благодаря законодательным инициативам «Единой России». Круглый стол «Инклюзивная направленность образования людей с инвалидностью как субъектов творческой деятельности» организовали Петербургский государственный институт психологии и социальной работы и Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Василеостровского района.

К диалогу руководителей социальных и образовательных учреждений, а также общественников в онлайн-формате присоединились участники из Москвы, Самары, Кемерова, Тулы и других городов страны. 

«Это совместный круглый стол в рамках межведомственного взаимодействия в подготовке специалистов и обучении людей с инвалидностью. Мы используем комплексные подходы и разработки в социальной сфере, в сфере высшего и дополнительного образования. Как раз сегодня – возможность обсудить, в том числе с коллегами из регионов, как обстоят дела на «инклюзивном фронте», что произошло с принятием новых законодательных и нормативных документов, насколько готовы учреждения образования принимать лиц с инвалидностью, насколько готовы центры реабилитации к тяжелым формам инвалидности и так далее», – пояснил замысел организаторов заместитель директора Василеостровского Центра реабилитации инвалидов Иван Савин.

Одна из недавних новаций, реализованная по инициативе депутатов «Единой России» в петербургском парламенте, – это право на второе бесплатное образование для петербуржцев с ограниченными возможностями здоровья. Соответствующие поправки весной были внесены в закон «Об образовании в Санкт-Петербурге» по инициативе депутатов «Единой России» Всеволода Беликова, Андрея Горшечникова и Александра Ржаненкова. 

Петербуржцы с ограниченными возможностями здоровья, уже имеющие среднее или высшее образование, с нового учебного года могут бесплатно получить ещё одно образование в средних профессиональных учебных заведениях городах, а также в институте психологии и социальной работы.

«Эта инициатива поддержана нашим вузом. У нас будет осуществлен в этом году прием таких абитуриентов. Мы приглашаем их обучаться по нашим программам. Считаем, что это очень важно в контексте развития образования и поддержки лиц с инвалидностью, в том числе и в плане будущего трудоустройства. Поскольку они могут выбрать для себя современные, актуальные профессии, востребованные на рынке труда здесь и сейчас. Поэтому инициатива была очень своевременна, и мы считаем, она очень нужна для развития именно инклюзивного образования», – отметила и. о. ректора учебного заведения Юлия Платонова. 

В мероприятии приняла участие председатель регионального общественного совета проекта «Единой России» «Единая страна – доступная среда» Элнара Фараджева. Будучи человеком с ограниченными возможностями здоровья, она смогла оценить проблематику круглого стола не только как эксперт. 

«Я имею высшее экономическое образование, в 2008 году закончила инженерно-экономический университет с красным дипломом и аспирантуру при университете. На данный момент планирую поступать в Институт социальной работы и психологии в магистратуру по специальности «Социальная работа» для повышения своей компетентности и своих навыков. Инвалиду важно быть включенным в общество и иметь как стабильную загруженность своего распорядка, так и стабильный доход», – сказала она.

Для таких студентов в вузе теперь есть квотированные бюджетные места, и получение ими второго высшего образования будет бесплатным.

Специалисты обсудили комплексное сопровождение людей с инвалидностью в процессе их инклюзивного образования и на разных этапах жизни, реализацию идей инклюзии в культурно-образовательной работе с детьми-инвалидами. Состоялся также обмен опытом по организации культурно-образовательного пространства современного социально-реабилитационного центра. Василеостровский центр продемонстрировал свои возможности в творческом, физическом и начальном профессиональном развитии людей с ОВЗ.